В начало
 
   
Главная
   
  Музеи
  История
  Архитектура
   
  Гостиницы
  Рестораны
  Экскурсии
  Транспорт
  Информация
   
  Другие города

Интерактивная карта достопримечательностей Твери

Музеи Твери.
Железнодорожный музей

    Узловой музей станции "Тверь" недавно разменял третий десяток. И все эти годы его бессменным руководителем является Раиса Дроздова. Сегодня Раиса Филипповна рассказывает читателям нашей газеты о своем музее, размещающемся во Дворце культуры железнодорожников "Октябрь", и наиболее интересных его экспонатах.
    ВСЕ ЭКСПОНАТЫ музея так или иначе связаны с железной дорогой. Самые древние из них, пожалуй, красные кирпичи, из которых 150 лет назад были выстроены станционные сооружения. Ненамного моложе этих кирпичей и железнодорожная помпа №128, обнаруженная 20 лет назад на угольном складе близ станции "Чуприяновка". Много-много лет на этом складе был такой запас угля, который не могли выбрать до следующей подвозки черного золота. Но однажды склад очистили полностью, и тогда в углу под завалом обнаружилась эта архаическая помпа. Ее отреставрировали и установили в музее.
    На заре развития российского железнодорожного транспорта были написаны и десять гравюр живописца середины XIX века Петцольда с изображениями вокзалов и разных участков железнодорожного пути из Петербурга в Москву. Гравюры были сделаны к открытию Николаевской железной дороги и подарены живописцем царю Николаю. Причем на четырех из них изображены виды Тверской губернии, в частности, железнодорожный мост через Волгу под Тверью, возле деревеньки Дорошиха, и другой мост, уже через реку Тверцу, близ станции "Тверца". Оригиналы акварелей Петцольда хранятся в запасниках Третьяковской галереи, а в узловом музее станции "Тверь" имеются их копии. Но Раиса Филипповна очень дорожит этими копиями, которые были напечатаны мизерным для России тысячным тиражом.
    Есть в музее вокзальный колокол и ручной колокольчик из вокзального буфета. Эти предметы являются свидетельствами старого станционного уклада. В те времена, когда они служили людям, пассажиры проходящего через Тверь поезда успевали за время стоянки пообедать на станции. А чтобы поезд не ушел без них, предупредительный сигнал вокзального колокола дублировали ручным колокольчиком непосредственно в помещении буфета.
    Революционные годы отмечены в музее экспонатами и вырезками из старых газет, касающимися тверского машиниста Александра Бунина, который после 1917 года возил самого Владимира Ильича Ленина и других лидеров страны Советов. Машинист Бунин был очень ответственным человеком. Как-то Александр Тимофеевич получил задание отвезти Феликса Дзержинского в Тифлис. После того как Феликс Эдмундович закончил свои дела в Грузии, надо было срочно возвращаться в Москву. Чтобы поспеть вовремя, тверской машинист гнал состав с такой запредельной скоростью, что с него ветром сдуло фуражку. В результате Бунин простудился и умер. Во всяком случае, так, по словам Раисы Филипповны, гласит легенда.
    А вот экспозиция Николая Лоцманенко, именем которого был назван железнодорожный поселок, может рассказать посетителям музея о проведении первого в городе коммунистического субботника, организованного революционерами Лоцманенко и Дешевым. 31 мая 1919 года 128 коммунистов разгрузили и вновь загрузили на станции "Тверь" 14 вагонов, превысив при этом нормальную производительность труда в 13 раз. А потом на "чугунке" зародилось женское движение. В музее сохранились вырезки из старых газет, повествующие о создании в 1920 году агитбригады "Синяя блуза". Лидеры агитбригады, жены железнодорожников Пашкова и Власова, начали борьбу с пьянством и халатностью среди железнодорожников. Выявив очередного нерадивого машиниста, члены агитбригады... дочиста вымывали его паровоз, после чего вывешивали на калитку дома "штрафника" знамя из рогожки. Пристыженный таким образом мужчина обычно либо бросал пить, либо вовсе сбегал из дома и с железной дороги, но рогожное знамя сам снять с калитки не осмеливался.
    Среди экспонатов второй половины XX века примечательна коллекция номерных железнодорожных значков, которые носили проводники и носильщики. Раиса Филипповна сожалеет, что подобные значки были в свое время отменены. Ведь если пассажир терял носильщика со своим багажом в толпе, но при этом запоминал его номер, последующие поиски значительно облегчались.
    Есть в музее и экспонаты как бы из будущего, то есть относящиеся к технологиям, которые только внедряются на железнодорожном транспорте либо будут внедряться. Например, кусочек суперсовременного волоконно-оптического кабеля, который может связывать неограниченное количество телефонных пар. Когда такие кабели будут внедрены на железной дороге, а потом и по всей территории России, наверное, наступит всеобщая телефонизация.

Адрес: Тверь, ул. Колодкина, 6
Телефон: (4822) 49-62-89
Расписание работы: 9.00 - 17.00
E-mail: